Чтецу о чтении Апостола

Наставление псаломщику о том, как читать в храме Апостол и паремии
1. Помни, что читая в храме Апостол или паремии, ты возглашаешь в слух всех молящихся слово Божие, служащее ко спасению, вразумлению, назиданию. Поэтому читай с крайним благоговением, отчетливо, внятно, неспешно, чтобы каждое слово было воспринято слушающими.
2. До службы внимательно прочти назначенное чтение для того, чтобы читать его безошибочно и с правильными смысловыми остановками.
3. При чтении следует правильно разделять текст на небольшие смысловые группы слов, делая смысловые остановки (протягивая голосом). В помощь для этого могут служить часто расставленные в тексте знаки препинания.
Чтение с правильно расставленными смысловыми остановками облегчает восприятие читаемого слушателями.
4. Читая Апостол или паремии, отнюдь не должно чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь гнусным тщеславием или неразумным подражанием «протодиаконским громогласованиям»; напротив, нужно читать природным голосом, без отяготительного для слуха напряжения, без неестественных понижений в начале чтения и непомерно высоких нот в конце, читать – благоговейно и величественно, чтобы не оказалось, что мы приносим Богу один плод устен, а плод ума и сердца приносим тщеславию, причем и плод устен отвергается Богом, как оскверненная тщеславием жертва.
5. Также не следует начинать чтение на очень низких нотах, особенно тем чтецам, у которых голос не баритон или бас, а тенор, или у кого слабый голос или узкий диапазон голоса. В этом случае чтение получается негромким, плохо слышимым и не доходит до слушателей.
6. Если Апостол читается среди храма, то следует соблюдать при этом следующий порядок: в начале литургии, во время пения изобразительных, необходимо войти в алтарь, чтобы заблаговременно облачиться в стихарь и, затем, взять благословение на чтение Апостола.
7. Входи в алтарь с великим благоговением, осенив себя крестным знамением и облобызав изображение архангела на боковых дверях. Войдя в алтарь, положи, обратясь к престолу, три земных поклона в будние дни или три поясных – в воскресные дни и Господские праздники, и, затем, один поясной поклон к жертвеннику.
После этого поклонись служащему священнику (и, если позволяет служба, возьми от него благословение). Если понадобится пройти вокруг престола, проходи с великим страхом Божиим и осторожностью, воздав поклонение горнему месту.
8. Получив у пономаря стихарь (сложенный крестом наверх), возьми его на обе руки, подойди к служащему старшему священнику и возьми благословение на облачение в стихарь; целуй при этом благословляющую десницу священника. После этого, осенив себя крестным знамением и поцеловав крест на стихаре, облачись в него. (Взять благословение на облачение в стихарь и облачиться в него рекомендуется до малого входа.)
9. В Апостоле найди нужное чтение из апостольских посланий и прокимен (или прокимны) со стихами и стихи на аллилуарий. Заметь все закладками (лентами).
10. После малого входа, в начале пения Трисвятого, взяв Апостол в обе руки и держа пред собой, подойди к старшему служащему священнику и возьми благословение на чтение Апостола (отвечая наклонением главы на его благословение или целуя благословляющую десницу священника, положенную на Апостол). После этого выходи боковыми дверями из алтаря на средину храма.
11. Идя из алтаря на средину храма и обратно после чтения, держи книгу в левой руке, несколько прислонив верх ее к груди. Проходя мимо местной иконы Спасителя или Божией Матери в иконостасе, сделай поклон и иди далее.*
12. Став посреди храма пред царскими вратами, положи малый поклон ко алтарю.
13. После Трисвятого, на слова служащего священника: «Мир всем», чтец воздает поклон священнику, говоря: «И духови твоему».
И после возгласа священника (или диакона): «Премудрость» – читает вслух всей церкви: «Прокимен глас (такой-то)…» и слова самого прокимна.
Затем после первого пения прокимна, чтец читает стих; хор поет второй раз прокимен, после чего чтец прочитывает вслух первую половину прокимна, а хор допевает вторую половину. Стихи на прокимен надо произносить, когда хор прекращает пение, а не во время пения прокимна.
После пения прокимна диакон или священник вторично возглашает: «Премудрость», чтец произносит заглавие апостольского чтения и, затем, когда диакон или священник скажет: «Вонмем», чтец воздает служащему священнику поклон и начинает чтение Апостола. (Заглавие и название апостольского чтения берется из Апостола: оно помещается наверху страниц, например: «К коринфянам послания св. апостола Павла чтение», или: «Соборнаго послания Петрова (Иоаннова) чтение» и т. п.).
14. После окончания чтения, на слова служащего священника: «Мир ти», чтец воздает ему поклон и произносит вполголоса: «И духови твоему. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Когда хор пропоет первое «Аллилуиа», чтец, стоя на средине храма, говорит первый стих аллилуария (певчие в это время должны молчать), после чего певчие снова поют «Аллилуиа». После второго пения «Аллилуиа» чтец произносит второй стих, а хор поет последний раз «Аллилуиа».
Чтец же, сделав поклон ко алтарю, а затем у местной иконы, идет в алтарь.
15. В алтаре чтец стоит с книгой до возгласа священника «Мир всем», после чего, взяв благословение у священника, полагает Апостол на свое место. После же прочтения Евангелия, сняв стихарь и поклонившись св. престолу, выходит из алтаря и, сделав поклон местному образу, отходит на клирос.
*Примечание:
Если Апостол или паремии читает псаломщик, который, как исполнитель пения, не имеет возможности идти в алтарь за благословением, то выходит он на середину храма после Трисвятого, держа книгу в левой руке, несколько прислонив верх ее к груди. Идя на средину храма с клироса и возвращаясь после чтения на клирос, творит поклон пред местной иконой Спасителя или Божией Матери.

Литература:
Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Сост.: И.В. Гаслов, А.С. Кашкин. Стр.214-217.
Взято из издания: Г. Шиманский «Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме», 1956г.

Скачать “Наставление Апостол и Паремии” nastavlenie_apostol.doc – Загружено 36 раз – 22 KB

Скачать “Чтение Апостола – Прокимны и Аллилуиарии” chteniya_prokimnov_i_alliluariev_na_liturgii.doc – Загружено 26 раз – 41 KB