Наставление псаломщику о том, как читать в храме

составленное по учению свв. отцов и подвижников, по указаниям Церковного Устава и на основании многовекового опыта богослужения Русской Православной Церкви.

Скачать “Наставление чтецу” nastavlenie_psalomshiky.pdf – Загружено 59 раз – 44 KB

ЧИТАЙ БЛАГОГОВЕЙНО, СО СТРАХОМ БОЖИИМ
1. Богобоязненный чтец должен всегда памятовать, что он возглашает славословия и молитвы за себя и за всех молящихся в храме, где всегда невидимо присутствует Сам Бог, Его Пречистая Матерь, ангелы и святые. Господь сердцеведец ведает чувство и отношение, с каким чтец совершает свои обязанности.
2. Богобоязненный чтец знает, что и предстоящие в храме замечают его ошибки, его невнимание и проч. и могут соблазниться этим, потому не допускает небрежности, боится этим прогневать Бога. Ибо в Писании сказано: «проклят всяк человек, творящий дело Господне с небрежением» (Иер. 48:10). Читая в святом храме молитвословия в слух всех верующих, мы исполняем дело Божие, поэтому читай благоговейно и благообразно, внятно и неспешно.

ТЩАТЕЛЬНО ПОДГОТОВЛЯЙСЯ К ЧТЕНИЮ
3. К чтению, которое должен исполнять, надо тщательно готовиться: заблаговременно с ним ознакомиться и вдумчиво прочитать текст, обратив внимание на произношение слов, ударения, на содержание, чтобы читать правильно, сознательно и осмысленно. Если плохо читаешь, не ленись чаще упражняться в чтении по–славянски, а назначенное чтение прочти несколько раз и попроси другого, знающего, проверить тебя.

ЧИТАЙ ОСМЫСЛЕННО
4. Читай так, чтобы прежде всего ты сам понимал, что читаешь, и чтобы читаемые молитвы и псалмы проникали в твое сердце.
5. Вместе с этим не забывай народа, стоящего в храме, и читай так, чтобы тебя понял народ, чтобы и он вместе с тобой, читающим, едиными устами и единым сердцем молился и прославлял Господа: для этого то и собираемся мы в святой храм.
6. Читая в церкви, помни всегда, что твоими устами произносится и возносится к престолу Божию молитва всех предстоящих, и что каждое произнесенное тобою слово должно проникать в слух и душу каждого молящегося в храме.

ЧИТАЙ НЕСПЕШНО, ВНЯТНО И ОТЧЕТЛИВО
7. Поэтому не торопись, читая святые молитвы, и не унижай молитвы торопливым чтением, не гневи Бога. Торопливое и невнятное чтение не воспринимается слухом, мыслью и сердечным чувством слушающих. Такое чтение и пение, по словам святителя Тихона Задонского, – «ленивым угождение, добрым печаль сердечная и воздыхание, всем же приходящим (в храм) соблазн и вред».
8. Богобоязненный чтец не будет в угоду немногим читать скоро и небрежно, чтобы всех молящихся не лишить возможности благоговейно молиться. Ибо он хорошо понимает, что небрежением чтеца многие смущаются и соблазняются, и могут даже уйти из храма. Лица же, которые склонны к сектантству или вообще склонные видеть недостатки в Православии, услышав небрежное и неблагоговейное чтение и пение в наших храмах, могут и совсем отпасть от Православия в сектантство или совсем охладеть к вере. Таким образом, по вине небрежных чтецов и певцов подвергается бесчестию наше православное богослужение, храмы, духовенство и само Православие, а молящиеся лишаются многосодержательных молитв и религиозно–нравственного назидания.
Ввиду этого церковный чтец не должен допускать скорого чтения, переходящего в небрежность, и не должен исполнять просьб тех, которые требуют от него нарушать его долг благоговейного чтения. Ибо повиноваться Богу подобает больше, нежели людям (Деян. 5:29).
9. Для того, чтобы самому знать меру, с какой скоростью читать, необходимо читать с пониманием читаемого, а не механически, и не на внешнюю сторону чтения обращать внимание, а и на содержание, – самому при этом в душе молиться.
Надо научиться читать так свободно, без напряжения, чтобы при чтении не было затруднений в произношении слов, сокращений (словотитла), ударений, в выборе высоты и силы голоса, повышений и понижений голоса и др., короче говоря, чтобы внимание как можно меньше отвлекалось на саму технику чтения, а больше сосредотачивалось на смысле читаемого и сердечного его восприятия чтецом.
10. Читать надо с такой размеренностью, чтобы слушатели успевали мыслью воспринимать каждое слово молитвы и сердцем ее прочувствовать.
Такое чутье у благоговейного чтеца приобретается тогда, когда он сам в храме и дома будет стараться внимательно молиться умом и сердцем. Тогда он опытом дознает, что при быстром чтении невозможно молящимся успевать улавливать содержание молитвы и молиться и умом, и сердцем.
При чтении следует избегать другой крайности, не следует и растягивать чтение без нужды!

ЧИТАЙ СО СМЫСЛОВЫМИ ОСТАНОВКАМИ
11. Чтобы содержание читаемых молитвословий легче воспринималось молящимися в храме, надо каждое предложение (фразу) отделять от другого небольшой паузой, чуть протянув голосом. В самом же предложении также следует делать смысловые остановки (замедления), разделяя ими одну от другой определенные смысловые группы слов.
12. Начинающим чтецам, не имеющим еще достаточного опыта и навыка, рекомендуется смысловые остановки во время чтения делать по знакам препинания в тексте: по запятым, двоеточиям и точкам. На запятых следует делать более короткие паузы, на точках и знаках вопроса – более длинные паузы (протягивая голосом)

ЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО, ПО–ЦЕРКОВНОМУ
13. При чтении выговор слов должен быть славянский, т. е. каждую букву в слове следует произносить так, как напечатано: например твердый, а не твёрдый (в славянском языке нет буквы ё); отец, а не атец; век, а не вик; его, а не ево или його; убогаго, а не убогово. Впрочем здесь, как и в других случаях, нет правил без исключений. Так слова: аггел, Логгин, Пагкратий выговариваются: ангел, Лонгин, Панкратий.
14. При чтении по–славянски следует обращать внимание на ударения и словотитла (знаки сокращения), чтобы правильно произносить слова.
15. Надо соблюдать древний образ церковного чтения. При чтении не следует искусственно оттенять или как бы подчеркивать смысл читаемого. В церковном чтении не уместна светская художественная выразительность. Читать нужно без излияния своих чувствований переливами и изменениями голоса; не следует голосу придавать нежность, умиление, суровость или другое какое–либо собственное чувство. Тем более не должно иметь места напускное чувство: церковный чтец – не актер. Пусть на слушателей действуют святые молитвословия собственным своим духовным достоинством. Желание передать другим свои чувства и переживания или подействовать на них изменениями голоса есть признак самомнения и гордости (еп. Игнатий Брянчанинов).
16. Читать надо своим природным голосом, а не напускным. Не следует читать на низких тонах: чтение тогда получается глухое, неслышное, и чтец быстро устает. Высоту тона для чтения нужно брать близкой к высоте природного голоса при пении.
17. Читать нужно просто, ровно, нараспев (как бы полупеть), в один тон, с небольшими повышениями и понижениями голоса (на один тон или на полтона). Так принято издревле в Православной Церкви.
18. Читать надобно умеренным голосом, не слишком его ослаблять или усиливать, но так соразмерять, чтобы все слова ясно доходили до слуха каждого молящегося. Само собой разумеется, что чем больше храм, или чем больше народа, тем более необходимо усилить голос, но никак не превращать его в крик.
19. Чтец должен стоять перед книгой прямо, без поклонов, и читать, не переминаясь с ноги на ногу, не отставляя ноги в сторону, телом не качаться, иметь руки свободно опущенными, головой не трясти, читать неспешно, но и не тянуть, произносить слова отчетливо, внятно (с ясной дикцией и правильной артикуляцией, делая смысловые остановки в самом предложении).
Если читается на подставке (аналое), чтец должен следить, чтобы пелена на подставке лежала прямо, а не криво и, если она опустилась низко, поднять ее.

УЧИСЬ ХОРОШО ЧИТАТЬ
20. Если кто из чтецов чего не знает, то должен заранее спросить псаломщика или уставщика. Ибо, начав читать, уже неудобно учиться, искать нужное или надеяться на подсказывание. Всякая ошибка, всякая задержка производит смущение в предстоящих и отвлекает их от молитвы.
21. Бывает, что и хороший чтец в чем–либо всегда грубо ошибается: это оттого, что с первого раза он неправильно прочитал или неправильно понял. Поэтому лучше себя проверять. Да и не обижаться, а быть благодарным, если другие укажут. Попроси другого (псаломщика или хорошо знающего чтение) прослушать твое чтение и указать ошибки, которых в будущем следует стараться не повторять.

НЕ ТЩЕСЛАВЬСЯ, ЧИТАЙ БЕЗ СМУЩЕНИЯ И РОБОСТИ
22. Лучших чтецов, особенно когда им отдают предпочтение пред другими, или когда они только начинают читать в храме, обыкновенно борет тщеславие. Побороть его можно только самоукорением и сознанием того, что способности, голос даны Богом, и мы должны употреблять их во благо, ибо об употреблении их дадим ответ Богу. И чем превозноситься, если исполняем должное?
23. Особенно нужно избегать на клиросе между собой чтецам и певцам всякого рода зависти и недоброжелательства, но наоборот, надо радоваться, что и другие трудятся для храма во славу Божию.
24. Чтецам, особенно молодым и начинающим, следует побороть в себе ненужное смущение и излишнюю робость при чтении в храме. Читаем мы молитвы пред Богом и к Богу и должны читать в духовной самособранности, не думая о том, как на меня посмотрят или что обо мне подумают.

БЕРЕГИ ЦЕРКОВНЫЕ КНИГИ
25. С благоговением и бережливо относись к богослужебным книгам, в которых помещены песнопения и молитвословия, написанные свв. отцами по вдохновению Святого Духа. Это – не простые книги, а книги святые, драгоценные сокровищницы многовекового вдохновенного молитвенного творчества всей Церкви.
26. Поэтому с церковными книгами необходимо обращаться весьма бережно: не рвать, не марать, осторожно и аккуратно перелистывать, листов не загибать, не смачивать пальцев при перелистывании, своих карандашных и чернильных пометок и исправлений не делать.
Читая со свечой, не следует водить ею по строкам, чтобы не закапать книгу, а лучше держать свечу в стороне, справа или слева, как удобнее.
Добрых, любящих дело Божие и усердных чтецов и певцов да благословит Господь и да поможет им стать лучшими, чтобы сподобились они услышать от Господа вожделенные слова: «добрый и верный раб, войди в радость Господа твоего» (Мф. 25:21). А нерадивые и ленивые не забывайте слов пророка: «проклят человек, творящий дел Господне с небрежением» (Иер. 48:10).

Литература:
Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Сост.: И.В. Гаслов, А.С. Кашкин. Стр.208-214.
Взято из издания: Г. Шиманский «Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме», 1956г.